"Не можете построить дешевле? Привет, Вася, купим у тех, кто может" - Ю. Лужков о строительстве в Москве и Подмосковье.
На вопросы журналистов "Российской газеты" о строительстве в Москве и о московской недвижимости отвечает мэр Москвы Юрий Лужков.
Юрий Лужков: Никак не соглашусь с утверждением, что Москва - не Россия. Москва - не просто столица России, она еще со времен Ивана Калиты выступает собирательницей земель российских. И сегодня она самым активным образом сотрудничает чуть ли не со всеми российскими регионами. Строит жилье, вместе занимается развитием сельского хозяйства, торгует... Но не считаться с тем, что Москва раньше всех в стране встала на рыночные рельсы, что ее экономика развивается динамичнее других, что, когда надо, она быстрее приспосабливается к тенденциям, действующим в мире, или, наоборот, противостоит им, было бы неправильно. Учитывая эти особенности, Москва действительно нуждается в большей свободе действий, и, когда получает ее, как, например, в проведении жилищно-коммунальной реформы своим путем, то это идет на пользу не только ей самой, но и всей России. Дело в том, что все, с чем она сталкивается сегодня, чуть позже приходит в другие российские города. Но они к этому моменту имеют уже возможность воспользоваться московским опытом.
РГ: В Сочи, вы сказали Путину, что знаете, как избавить Москву от пробок к 2015 году. И как же? Поделитесь подробно стями.
Лужков: Свою концепцию на этот счет мы обсуждали буквально на днях на заседании правитель ства Москвы. Причины, по которым Москва стоит в пробках, имеют комплексный характер и так же комплексно надо избавляться от них. Для этого прежде всего следует ликвидировать дефицит магист ралей в столице, достигший 350 километров. Привести метро в новые крупные жилые районы города, такие как Митино и Солнцево, для чего построить не меньше 100 километров новых линий. Превратить железнодорожные электрички из чисто пригородного транспорта во внутригородской, тем более что для этого есть все условия. И первый шаг, который должен быть сделан в этом направлении, - использование Малого кольца железной дороги, занимающегося сегодня доставкой грузов, для перевозки пассажиров. Пустить скоростной трамвай. Сделать комфортабельнее и более ритмично работающим весь общественный городской наземный транспорт - автобусы, трамваи, троллейбусы...
РГ: И цена этого вопроса?
Лужков: По нашим подсчетам - 4 триллиона рублей.
РГ: Откуда возьмутся такие деньги?
Лужков: Мы предлагаем "сброситься по рублю" - Москве, государству и Московской области, то есть вкладывать деньги в равных пропорциях.
РГ: До сих пор Москве и Подмосковью не удавалось договориться и вместе заняться дорогами региона.
Лужков: К несчастью жителей обоих субъектов Федерации. И что из этого получилось? Взять хотя бы Московскую кольцевую автодорогу. Она строилась для того, чтобы столицу можно было объехать по кольцу. Теперь же МКАД превратилась в обычную городскую улицу, по которой также ни пройти ни проехать. Со стороны области она застроена гигантским количеством коммерческих объектов - торговых центров, офисных зданий, каких-то бешеных рынков и складов. При использовании внутренней части дороги я всегда очень осторожно даю разрешения на любую стройку. Но в это же самое время с внешней стороны происходит настоящий разгул инвестиций. Построили, например, очень востребованный торговый центр "ИКЕА" на Старо-Калужском шоссе, а о стоянке не позаботились. В результате на МКАД начало скапливаться такое количество машин, что, чтобы пробить пробки, пришлось привлекать ГИБДД. Возвели "Крокус" - грандиозный международный выставочный центр, но въезда в него с внутренней стороны не предусмотрели...
Или взять то же Ленинградское шоссе, реконструкцией которого Москва занимается уже два года. В столице у этой магистрали - 17 полос, 9 на выезд и 8 на въезд, а выезжаешь за МКАД и попадаешь в узкое горлышко всего из четырех полос. Область говорит нам: а это ваш участок по Химкам... Ну так отдайте нам Химки, и мы тогда будем строить все, что для них нужно.
РГ: Выходит, нет региональной политики, которая помогала бы избегать таких трений между двумя субъектами Федерации?
Лужков: Обоснованной межрегиональной политики действительно нет.
Мы тысячу раз предлагали Подмосковью: берется столица, например, расширять какую-то магистраль - то же Ярославское шоссе, у которого за МКАД в районе Тайнинской, Перловки тоже идет сужение, подключайтесь со своей стороны. Сделаем общими усилиями въезд в Москву и выезд в Подмосковье свободным. Всякий раз слышим в ответ одно и то же: это федеральная дорога и заниматься ею мы не будем.
РГ: Вы уверены, что сейчас будут?
Лужков: На последнем заседании правительства Москвы присут ствовал заместитель министра транспорта РФ Евгений Москвичев. Он пообещал, что для лучшего взаимодействия сторон в решении этой важной проблемы минтранс создаст координационный совет из представителей Москвы и Московской области. Будем работать, другого пути просто нет.
РГ: К тому же и москвичей все больше в Подмосковье живет...
Лужков: Да, город покупает там жилье для своих очередников и дальше будет покупать. Мы прямо говорим об этом своим строителям, когда они задирают цены на жилые дома: не можете построить дешевле? Привет, Вася, купим у тех, кто может.
РГ: А москвичи соглашаются переезжать?
Лужков: Со всей душой. Тем более что они все равно остаются москвичами - и с пропиской московской, и льготами столичными.
РГ: Юрий Михайлович! Признайтесь честно: не собираетесь в ближайшее время поставить, что называется, вопрос ребром об объединении Москвы и области в единый регион?
Лужков: Обязательно надо ставить его! Хотя бы потому, что это в интересах самой Московской области, которая не может развиваться без столицы. Достаточно сказать, что около 800 тысяч человек работают в Москве, а живут в области. И это нормально, так как в Москве есть где работать, у нас экономика дает каждый год по 12 процентов прироста. Напомню еще об одном: в законе о статусе столицы черным по белому записано, что Московская область должна обеспечивать условия для жизнедеятельности Москвы. Происходит же все до смешного наоборот. Например, электроэнергия, вода, тепло идут не из Московской области в Москву, а из Москвы в область. А вот свои стоки из канализации область, наоборот, сбрасывает в московскую систему, где они очищаются и только потом сбрасываются в Москву-реку.
РГ: Юрий Михайлович! Поступил в "РГ" вопрос от людей, которые не только хорошо считают, но еще и читают. Коренной москвич академик Сигурт Оттович Шмидт недавно предложил сделать Старый Арбат в столице, на котором он живет, книжной улицей. Вы как к этому относитесь?
Лужков: Обязательно дам согласие. Вычистим оттуда всю эту вульгарную торговлю матрешками. И сделаем на ее месте букинистические ряды. Мечта: пройтись по ним, посмотреть книжки о пчеловодстве!..
РГ: Действительно ли на точечной застройке в Москве поставлен крест?
Лужков: Я уже неоднократно говорил и повторю еще раз: это дей ствительно так. Точечная застройка - это даже не нарушение каких-то строительных нормативов, а неуважительное отношение к жителям конкретного района. При дефиците московской земли мы вынуждены были выискивать ее клочки, чтобы продолжать строить то же социальное жилье - за счет доли, которую отчисляли городу инвесторы. Сегодня бюджет столицы таков, что возводить жилье для очередников она может позволить себе на свои деньги. Поэтому московский строительный комплекс теперь целиком и полностью занимается только решением социальных задач. Никакого коммерческого строитель ства он не ведет, и вообще этому виду строительства больше нет места на земле, принадлежащей городу. Кто хочет реализовать свои коммерческие проекты, пусть покупает землю у собственников.
РГ: Ну а если инвестор уже построил какой-то объект и при этом вырубил, скажем, деревья. Он обязан их восстановить?
Лужков: Обязательно!
РГ: А вот у нас, на Преображенке, пишут читатели, построили 12-этажную башню на месте скверика. 60 деревьев ушло под топор. Застройщик обещал потом восстановить зелень, построить детскую площадку. У них уже скоро новоселье, а у нас как был пустырь, так и стоит. Хотя кругом все уже заасфальтировано...
Лужков: Дайте мне точный адрес. Государственная комиссия не примет этот дом в эксплуатацию до тех пор, пока инвестор не выполнит своих обязательств.
Подготовлено агентством недвижимости "Азбука Жилья" по материалам "Российской газеты"