По итогам первого полугодия 2020 года объем продаж на первичном жилом рынке «старой» Москвы снизился на 18% по сравнению с первым полугодием 2019 года и составил 21,3 тыс. ДДУ. В разрезе по классам динамика не единообразна. В массовом сегменте по итогам полугодия снижение составило выше среднего показателя – уменьшение на 28% по сравнению с аналогичным показателем 2019 года, а в бизнес-классе, наоборот, в первом полугодии 2020 года количество заключенных ДДУ выросло на 4%, несмотря на все кризисы и пандемию. Специалисты Департамента консалтинга и аналитики агентства недвижимости «Азбука Жилья» проанализировали продажи за прошедшие полгода с точки зрения комнатности и площади проданных лотов на первичном рынке в границах «старой» Москвы.
На долю студий и однокомнатных квартир по итогам первых шести месяцев 2020 года пришлось 44% от общего объема продаж, а на долю двухкомнатных квартир – 33%, что аналогично показателям первого полугодия 2019 года.
При сравнении количества проданных лотов в первом полугодии 2020 года с первым полугодием 2019 года в разрезе по классам видно, что бизнес-класс чувствует себя более уверенно. В массовом сегменте отмечается уменьшение количества проданных лотов по всем типам квартир кроме многокомнатных (от 4 комнат и больше) – здесь количество проданных квартир увеличилось на 2%.
В бизнес-классе обратная ситуация – продажи выросли по всем типам квартир за исключением однокомнатных квартир, где количество ДДУ снизилось на 7% по сравнению с первым полугодием 2019 года. При этом количество проданных студий выросло на 23% до 729 лотов. Количество реализованных многокомнатных квартир возросло на 19% до 373 лотов, а двухкомнатных квартир – больше на 11% до 2 877 лотов.
С точки зрения площади реализованных квартир в массовом сегменте отмечено снижение по всем основным типам в пределах 25-33%.
Наибольшее снижение отмечено у квартир площадью от 80 до 110 кв. м (на 33%), а наименьшее снижение – у квартир размером от 60 до 80 кв. м (на 24,5%). Рост продаж квартир площадью свыше 150 кв. м можно считать статистической погрешностью так как общее количество проданных таких лотов в массовом сегменте до 5 штук.
«Однако нельзя говорить, что спрос перешел из массового сегмента в бизнес-класс. В классах комфорт и эконом недосчитались почти 5 000 розничных продаж по сравнению с первой половиной 2019 года, что никак не покрывается увеличением на 300 проданных лотов в бизнес-классе. Это лишь говорит о том, что покупательская способность квартир бизнес-класса выше. Потребители данного сегмента более обеспеченные, и, соответственно, продажи в бизнес-классе стабильные. Но текущая ситуация сказывается и на бизнес-классе. В частности, заметно увеличение спроса на малогабаритные квартиры площадью до 30 кв. м», - отмечает Дмитрий Косьмин, генеральный директор агентства недвижимости «Азбука Жилья».