Тенденции на рынке новостроек «старой» Москвы
III квартал 2021 года
Предложение
Объем предложения новостроек по итогам третьего квартала составил 34 361 лотов. Увеличение объема предложения на рынке новостроек наблюдается уже в течение полугода: на конец квартала объем предложения из расчета количеств лотов в продаже увеличился на 24% по сравнению с концом 2-го квартала, по сравнению с концом первого квартала – увеличение на 32%.
Объем предложения на рынке новостроек Москвы вернулся на доажиотажный уровень. По сравнению с показателем годичной давности объем предложения больше на 4%. Также, впервые с начала этого года объем предложения новостроек Москвы, выраженный в общей суммарной площади всех лотов в продаже, превысил 2 млн кв. м.
Наиболее резкий рост предложения был отмечен по итогам августа – дало о себе знать внесение изменений в программу льготной ипотеки и уменьшение спроса, а также выход новых проектов.
В разрезе по классам существенный рост предложения произошел как в массовом сегменте новостроек (классы стандарт / эконом и комфорт), так и в бизнес-классе. В целом, объем предложения в данных сегментах по итогам третьего квартала вырос на 29% и 24% соответственно. В элитном сегменте – наоборот, снижение на 1,4%.
Всего в третьем квартале на рынок новостроек столицы вышло 23 новых жилых комплекса, рассчитанных на более чем 14 тыс. лотов согласно текущим проектным декларациям: 9 проектов в июле, 4 проекта в августе и сразу 10 проектов в сентябре. Для сравнения, в третьем квартале 2020 года на рынок новостроек вышло сравнимое количество новых жилых комплексов – 24 новых проекта на 13 240 лота, а за аналогичный период 2019 года – 16 новых проектов на 5 250 лотов. Очевидна тенденция увеличения количества проектов у системных застройщиков. Во многом это стало итогом активного согласования проектов в период 2018-2019 гг., когда вступили в силу новые правила реализации новостроек по эскроу-счетам.
За счет выхода новых проектов, количество корпусов в реализации по итогам 3-го квартала увеличилось снова до 720 зданий (как и на конец первого квартала) – это корпуса, в которых ведутся активные продажи квартир или апартаментов. Количество корпусов в реализации на стадии котлована составило рекордное 197 шт. Бизнес-класс продолжает уверенно лидировать по количеству корпусов на стадии котлована – 105 зданий против 78 в массовом сегменте.
На следующих диаграммах приведена динамика объема предложения в разрезе по стадиям строительства в отдельности по массовому сегменту и бизнес-классу:
В массовом сегменте за последние три месяца снижение объема предложения в разрезе по стадиям строительства отмечено только на стадии возведения нижних этажей. В бизнес-классе по итогам третьего квартала количество лотов в реализации увеличилась по всем стадиям строительства. В бизнес-классе наблюдается ярко выраженная динамика увеличения предложения на стадии котлована – за год данный объем вырос в 2,3 раза. Для сравнения в массовом сегменте объем предложения на стадии котлована за последний год вырос в 1,3 раз.
Цены в новостройках Москвы
В течение 3-го квартала на первичном жилом рынке продолжился активный рост цен. По итогам квартала средняя стоимость на рынке новостроек без учета элитной недвижимости выросла еще на 5,7% по сравнению с концом второго квартала и составила 319,2 тыс. руб. за 1 квадратный метр. По сравнению с прошлым годом показатель средней стоимости на рынке новостроек увеличился на 36%.
В разрезе по классам средние цены за 1 кв. м за третий квартал выросли больше в премиум-классе (на 12,5% до 717,9 тыс. руб.). Рост в бизнес-классе за последние три месяца составил 6,4% до 379,1 тыс. руб.). В массовом сегменте данный показатель за последние три месяца увеличился на 4,6% до 265,1 тыс. руб.
Несмотря на существенное снижение спроса цены продолжили расти по выходу из летнего периода отпусков.
На этапе котлована в массовом сегменте средняя стоимость по итогам третьего квартала выросла на 7,7% до 260,5 тыс. руб. за 1 кв. м. В бизнес-классе средняя стоимость на начальной стадии реализации проектов выросла на 6,8% до 393,6 тыс. руб. Диапазон средних цен в массовом сегменте в разрезе по стадиям строительства составил от 249,0 до 280,9 тыс. руб., в бизнес-классе – от 334,0 до 393,6 тыс. руб. Разброс средних цен в массовом сегменте по сравнению со вторым кварталом увеличился и составляет максимальное значение за последний год. В бизнес-классе разброс средних цен, наоборот сократился, при этом из-за выхода большого количества новых проектов в последние полгода на волне высокого спроса, наиболее высокий уровень цен отмечен на этапе котлована.
До конца года с учетом текущей политики ценообразования большинства застройщиков средний уровень цен по Москве может подрасти еще 3-5%.
Спрос на новостройки
По итогам 3-го квартала объем продаж сократился на 17% по сравнению с предыдущим кварталом – всего на рынке новостроек «старой» Москвы было продано 15 900 лотов в строящихся корпусах. Если сравнивать динамику с третьим кварталом 2020 года, то объем продаж во третьем квартале 2021 года меньше на 4,5%, но все равно еще достаточно большой – больше на 26% аналогичного периода 2019 года.
Общая тенденция постепенного снижения спроса совпала также и с летним периодом, в течение которого наблюдается меньшая активность покупателей – к примеру, по итогам августа было заключено наименьшее количество ДДУ с июля прошлого года.
В разрезе по классам структура спроса в третьем квартале осталась практически без изменений – на массовый сегмент, по-прежнему, приходится более половины всех сделок (57%) на рынке новостроек «старой» Москвы. Структура продаж в разрезе по классам приведена на следующей круговой диаграмме:
Продажи в разрезе по типу лотов сократились практически по всем типам квартир, а в сегменте студий, наоборот, возросли на 30% по сравнению с концом июня 2021 года. В разрезе по стадиям строительства заметно снижение продаж на стадии нижних этажей и сохраняющийся высокий объем продаж на стадии котлована.
Теги: трейд-ин